Я давно обещал партнёрам Impera CMS - этого лёгкого скрипта для создания сайтов от блогов до магазинов - провести исследование предложений на рынке конструкторов и визуальных редакторов сайта. Цель - среди понравившихся мне стратегий выделить важнейшие элементы, из которых мы выстроим линию развития и попробуем занять своё место. По видимым признакам рынок доходный, но покоряется лишь тем, кто предложит наиболее удобное для потребителя решение.
Начну обзор с сервиса Weblium, который был создан в 2017 году украинским бизнесменом Давидом Брауном из города Николаев. Тем самым кто создал когда-то супермаркет TemplateMonster - вторую в мире по масштабу торговую площадку шаблонов сайта, а в 2013 году продал её американскому владельцу с условием до 2020 года отработать руководителем площадки и не создавать на стороне конкурирующих продуктов.
Сумма покупки TemplateMonster в то время не афишировалась, но в одном из поздних интервью Давид упомянул, что цена сделки на тот момент превысила 100 миллионов долларов. Эта продажа стала косвенным подтверждением, что ниша изготовления так сказать "одежды" для сайтов обладает хорошим экономическим потенциалом в сравнении с изготовлением самих сайтов.
Но годы идут, конкуренция в среде изготовителей сайтовых тем и торговцев такими шаблонами усиливалась, выжимая соки из ранее прибыльной ниши. И вот уже Давид, не дождавшись условного часа, решается создать как бы "неконкурирующий" проект, пока другие игроки рынка не догадались, где образовалось доходное место.
Weblium Websites Builder
Сервис Веблиум представляет собой попытку натянуть ослабшие связи между цифровым агентством (вебстудией) и владельцами сайтов за счёт внедрения своего визуального конструктора на проблемном участке взаимоотношений "сайт - продавец шаблона" и тем самым свести к этому конкретному агентству все отношения по установке, настройке купленного шаблона и сопровождению сайта на нём.
Эту в общем-то древную идею Веблиум развил ещё дальше и выделил в своём составе подсервис Draftium, где с помощью того самого визуального редактора владелец сайта может набросать черновик, как он представляет себе страницы будущего портала, а студия потом раскрасит и натянет эти макеты на используемую систему управления (CMS).
Так как большинство сайтовладельцев являются простыми предпринимателями, а не проектных дел мастерами-чертёжниками, то сервис значит ориентирован всё же на вебмастеров, которые понимают структуру сайта и могут что-то путёвое накалякать в черновике. А в помощь им предложено несколько заготовок, как одна из заснятых на следующей картинке. Отталкиваясь от подобной заготовки вебмастер в теории сможет начертить желаемый образец страницы.
Но суровая практика свидетельствует, вебмастера почти не умеют дизайнить, чертить, проектировать - и далее стандартных предложенных заготовок дело не идёт. А раскрашенный студией черновик далеко не соответствует представлению, как воображал себе конечный результат хозяин сайта. Поэтому Веблиум, так же как и другие похожие сервисы, предлагает множество решений на основе тиражных шаблонов. Например, выбираем некую категорию, скажем Jewelry - и получаем некий список доступных тиражных тем.
Мы видим ту же модель бизнеса как у TemplateMonster - по сути продажа устаревших Joomla, OpenCart, WordPress и так далее шаблонов, только на подхвате технических трудностей по внедрению поставлено некое агентство, чтобы вы не остались с такой темой словно у разбитого корыта, когда пойдёте по фрилансам в попытках привести сайт к желаемому виду. Агентство и в самом деле построит вам сайт на выбранном шаблоне, однако услуги будут стоить недёшево - минимум 199$, максимум 825$, не считая ежемесячных опять же недешёвых платных подписок и прочих услуг с почасовой тарификацией.
Предполагаю, влетает в копеечку и содержание агентства - как в смысле рекламного продвижения, так и зарплаты штату вебдизайнеров. Порядок расходов на одного специалиста скорее всего будет эквивалентный окладам, озвучиваемым компанией TemplateMonster в собственных вакансиях - это около 1200 долларов.
Вывод Подобный вид бизнеса не подходит нам по следующим причинам:
- как минимум нужно иметь вебстудию
- с хорошими мастерами
- знающими несколько CMS
- разработка сайтов - топкая почва
- высокая конкуренция среди студий
- толпы частников, фрилансеров
- наступают онлайн конструкторы
- боль нашего клиента - удобное редактирование контента
Решение к последнему пункту постарался найти другой проект, о котором я расскажу в следующем посте. Забегая вперёд, отмечу, они показали любопытный результат - на протяжении пары лет месячный оборот по продаже собственных шаблонов с собственным визуальным редактором держится в районе 150 тысяч долларов, что говорит о состоятельности их бизнес-модели.